Норвежский лес, Харуки Мураками, рецензия

Прочитав книгу, я не понял о чем она. Повествование, начавшееся ничем и ничем окончившееся. Что хотел сказать автор? Какие идеи донести? Совершенно не очевидно. Персонажи сирые, пустые, поступки их тоже сирые, желания их сирые, жизнь их такая же. Ничего разумного, доброго, вечного в книге нет.

Главгерой – никчемное тело без идеалов, без страстей, без характера, без предпочтений. Задрот, убегающий от мира, отправляясь в походы и погружаясь в чтение. Он интроверт, у него нет друзей (Нагасава – не друг, а подельник по бухлу и ебле). У него есть две женщины и десяток случайных любовниц. Он курит и пьет крепкое. Очень скучный главный герой. Ни мышц, ни характера, ни мотивации, ни чувств, ни идеалов, ни стремлений, ни выдержки. Комета, летящая не потому, что хочет, а потому что природа создала ее летящей.

Считается, что роман про любовь. Баба там на обложке, молодежь соками истекает, читая. Думаю, подразумевается любовь между Ватанабе и Мидори + Наоко. Но автор (от лица Ватанебе) не описывает никаких чувств по отношению к этим женщинам. Да, Ватанебэ их хочет и даже ебет, да, он скучает в одиночестве. Но он не испытывает к ним ничего, кроме сексуального влечения, да и то только в моменты, когда эти женщины рядом. Судьба случайно подкинула ему этих двух женщин и он использует их, повинуясь своему инстинкту, подобно киту, внезапно вплывшему в стаю планктона. Раз вплыл, кит жрет. Не вплыл бы, не стремился бы он к ней. Ни Наоко, ни Мидори не являются его целью. Они обе просто части его жизни, как солнце и ветер. Подобно тому, как мы жмуримся от солнца, он пишет письма Наоко. Как мы сопротивляемся ветру, он встречается с Мидори. Автор ставит акцент на рутинности отношений Ватанабе с обеими героинями. Только незамутненный подросток может увидеть там любовь. Причем запутаться правда легко. Секс редкий, ускользающий недоступный. Такие ситуации будоражат гормональный фон младых мира сего, пробуждая эрекции и поллюции. В эти периоды подростки “любят”. Только это даже рядом не любовь – это ускользающая ебля. Но не для Ватанабэ – ему и на ускользание положить. Он с окружающими коротает время. Хотя любой другой нормальный мужик уже давно всех влюбился. Может, это не Ватанабе пассивный, а Мураками хуево раскрыл образ голодающего по ебле подростка? Нет, нет, нет. Юудем отталкиваться, что Мураками намеренно сделал Ватанабе не стремящимся к осеменению. И это не противоречит его привычке пороть шлюх на пару с Нагасавой – Ватанабе не ищет секса, Ватанабе коротает время. Единственное чувство, которое Ватанабе испытывает – дискомфорт ненужности никому и ничему. Дискомфорт ненужности – единственная причина, толкающая Ватанабе на взаимодействие с женщинами.

В романе сильна тема безморальности. Ватанабе, Нагасава, Мидори воспринимают распущенность и блядство, как норму, не испытывая никаких моральных терзаний, изменяя. Но не стоит обвинять только этих 3 персонажей в пороках. Они – такие же, как и общество, в котором они живут. Они – типичные его представители. Вспомните сцены вечерней жизни, описываемые от лица Ватанабе. Пьяные бляди, грязные улицы. Вечно пьющие студенты. Бездуховность повсеместно. Однако, есть две личности, которые далеко не бездуховны, а наоборот – люди с честью, достоинством, правилами – Хатсуми и Наоко. Но они добровольно умирают, одна осознавая свою ненужность, а вторая – не выдержав бездуховности окружающих. Третий самоубийца в романе – Кидзуки. Его личность мало раскрыта и до конца не ясно, почему он самоубился. Одна из вероятных ситуаций – освобождение Наоко от себя из-за неспособности ее возбудить и отпороть. Если это так, то он третий достойный (и мертвый) герой романа. Почему все достойные герои романа умерли? Почему Мурками их убил? Полагаю, Мураками показывал ненужность достойных людей в бездуховном обществе. Они лишние, они мешают рядовым овощам бухать и ебаться спокойно. Они угнетают их своей глубиной, своей величием, своей сложностью. А смерть “достойной троицы” символизирует избыточность этих качеств для общества. Общество их отторгает и перемалывает. Будучи отторгнутыми, “достойные качества” становятся ненужной обузой для носителей, которые это понимают. Сочетание ненужности достоинства и тяжести владения достоинством становится непосильным грузом и толкает людей к самоубийству. Так работает отрицательный отбор.

Бездуховность в романе показана ярко, со смаком. Она соблазняет читателя, влечет в свои бездуховные недра плотских удовольствий, словно лукавый. Если мне когда-нибудь захочется выебать особу, состоящую в отношениях, я сначала посоветую почитать ей “роман про любовь” “Норвежский лес”, а потом мгновенно приступлю к соблазнению. “Лес” – отлично руководство к действию для слабых духом. Практически агитационная брошюра “Гербалайфа”: показано что надо делать и как, чтобы добиться кульминации плоти.

Я полагаю, что название романа тоже выбрано не случайно и относится каким-то образом к его сюжету и героям. По-японски роман называется Noruwei no Mori, где mori – лес, в значении природного объекта, а не материала, как в песне Norwegian Wood, где wood – строительный материал. Я полагаю, что и песня и название были выбраны не случайно, а служили какой-то аллюзией, или скрытой параллелью. Возможно, автор сравнивает героев с деревьями, живущими без какой-либо мотивации, так же, как и герои. Может, намекает на отсутствие у героев самосознания, как и у деревьев лесу. Но это, возможно, просто мои домыслы.

Роман на самом деле не о любви и не взаимоотношениях. Роман о серости обычного человека, такого же, как ты. Такого же, как и я. О серости его эмоций, об отсутствии чести и стремлений. О значении духовности и любви для обычного парня. О месте духовности и бездуховности в нашем лесу, который мы называем “общество”.